Аттестация педагогических работников
Цель и задачи аттестации
Аттестацию проходят педагогические работники изъявившие желание получить квалификационную категорию, подтвердить или повысить имеющуюся квалификационную категорию педагогические работники.
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетенции педагогических и руководящих работников требованиям тарифно-квалификационных категорий при присвоении им соответствующей квалификации.
Основные задачи аттестации:
- стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности;
- обеспечить педагогическим работникам образовательных учреждений возможность повышения уровня труда.
Один из важнейших принципов, на которых строится аттестация педагогических кадров - это приоритет личности, уважительное отношение к личности оцениваемого, его гражданским и профессиональным правам. Аттестация должна проводиться в соответствии с общественными нормами и имеющимися юридическими основаниями, быть этичной, не унижающей человеческое достоинство.
Основными принципами аттестации являются:
- добровольность аттестации на первую и высшую квалификационные категории;
- открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим работникам.
Перспективный план аттестации педагогических работников
Перспективный план курсовой подготовки педагогических работников
Основные новации нового порядка, утвержденного приказом Минпросвещения России от 24.03.2023 № 196:
ü Квалификационные категории, устанавливаемые с 1 сентября 2023 года, будут действовать бессрочно.
ü Квалификационные категории, установленные до вступления в силу приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены. При наличии первой квалификационной категории срок подачи заявления на высшую квалификационную категорию теперь не ограничен. При отказе в установлении высшей квалификационной категории за работником сохраняется первая квалификационная категория. При этом в следующий раз обратиться с заявлением на высшую категорию можно будет не ранее чем через год. Основания для установления первой и высшей квалификационных категорий не изменились.
ü Аттестация на соответствие занимаемой должности для работников, не имеющих квалификационные категории, как и раньше является обязательной и проходится внутри образовательной организации раз в пять лет.
ü Определено количество членов аттестационных комиссий.
ü Комиссия для аттестации на соответствие занимаемой должности состоит не менее чем из 5 человек. Руководитель образовательной организации в состав аттестационной комиссии не входит.
ü В комиссию для аттестации на первую и высшую квалификационные категории должно входить не менее 7 человек, включая представителя соответствующего профессионального союза и специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.
ü Заявление на прохождение аттестации с целью установления квалификационных категорий можно подать дистанционно
ü Заявления могут быть поданы непосредственно в аттестационную комиссию, либо направлено по почте письмом с уведомлением о вручении или через интернет, в том числе посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг («Госуслуги»).
ü Введены новые квалификационные категории: «педагог-методист» и «педагог-наставник».
ü Аттестация в целях установления таких категорий проводится по желанию педагогических работников федеральными и региональными аттестационными комиссиями. К заявлению на такую аттестацию прилагается ходатайство работодателя.
ü Уточнен перечень сведений, указываемых в заявлении.
ü В заявлении педагоги указывают сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности, об имеющихся квалификационных категориях, а также указывают должность, по которой они хотят пройти аттестацию. Кроме того педагогические работники имеют право не позднее чем за 5 рабочих дней до проведения заседания аттестационной комиссии направить дополнительные сведения, характеризующие их профессиональную деятельность.
ü Наличие наград, званий, знаков отличия, сведений о наградах потребуется подтвердить. Проведение аттестации в целях установления квалификационных категорий работников, имеющих звания и награды, либо являющихся призерами конкурсов профессионального мастерства педагогических работников, осуществляется на основе подтверждающих сведений.
ü Сведения об установленной квалификационной категории вносятся работодателем в трудовую книжку.
ü На основании распорядительного акта об установлении квалификационной категории работодатель вносит соответствующую запись в трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности работника. Квалификационные категории являются также основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников.
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник»
Порядок проведения аттестации педагогических работников 2023
Информационные интернет ресурсы